Представьте: вы едете на работу или прогулку в хорошем настроении, но тут появляется выбоина. Не успев сбросить скорость, вы понимаете, что автомобиль попал в яму колесом. Вы останавливаетесь, выходите из авто и видите грустное зрелище: колесный диск погнулся, а на резине вылезла грыжа, или вовсе появился разрыв корда. Притом неизвестно, пострадала ли подвеска. Нужно искать шиномонтаж, править диск и чинить, может и покупать покрышку...

В таком случае стоит привлечь дорожников к ответственности. Объясним, куда обращаться и как надолго может затянуться процесс.

Как оформить ДТП, если попал в яму

Так как попадание в выбоину и колею — это дорожно-транспортное происшествие, то алгоритм действий в этом случае такой же, как при аварии:

  • остановитесь и включите аварийку;
  • выставьте знак аварийной остановки;
  • позвоните в дежурную часть, сообщите о дорожном инциденте, расскажите, где и при каких условиях произошло ДТП;
  • сфотографируйте место происшествия с привязкой к местности: яму, ближайшие объекты, состояние дорожного покрытия, расположение автомобиля на дороге, повреждения;
  • если есть возможность, самостоятельно измерьте ширину, длину и глубину ямы и зафиксируйте эти данные на снимке, или сфотографируйте выбоину в сравнении с предметом понятного размера, например, пластиковой картой;
  • дождитесь инспектора ГИБДД и оформите справку о дорожно-транспортном происшествии.

Сотрудник полиции должен определить, что вы не нарушали ПДД, измерить яму, а также зафиксировать все видимые повреждения автомобиля. Если дорожный дефект скрыт под слоем воды, попросите инспектора отметить в обстоятельствах ДТП наличие лужи. Все это инспектор указывает в справке о дорожно-транспортном происшествии.

После оформления аварии потребуется съездить в ГИБДД и забрать определение об отказе в возбуждении дела об административном нарушении. Этот документ означает, что госавтоинспекция не имеет к вам претензий.

Кто виноват и куда обращаться?

Полис ОСАГО не возмещает подобные убытки, а КАСКО с полным покрытием есть не у всех. Давайте разбираться.

Любая дорога имеет балансодержателя. Это организация, которая отвечает за содержание дорожного полотна и выполняет ремонтные работы на этом участке. Поэтому вина за повреждение автомобиля лежит на ней.

Часто балансодержатели игнорируют обращения автомобилистов, либо отвечают отписками. Поэтому призвать к совести руководство ответственной компании и получить компенсацию ущерба мирным путем вряд ли получится. Придется идти в суд.

Ваши действия, если вы попали в ДТП из-за ямы: 

1. Узнайте, кто балансодержатель участка дороги. Сделать это можно, отправив официальный запрос в ГИБДД.

2. Если госавтоинспекция не предоставила информацию о балансодержателе дороги, напишите обращение в электронную приемную прокуратуры. Опишите произошедшее, укажите адрес, рядом с которым находится яма, в которую вы въехали, обязательно приложите фотографии выбоины и повреждений автомобиля, и по возможности видеозапись с места аварии.

Прокуратура инициирует проверку дорожного покрытия и при наличии не соответствующих стандартам дефектов возьмет под контроль ремонт дороги. Сохраните официальный ответ прокуратуры — он может еще вам понадобиться.

! В ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» четко указаны максимально допустимые размеры дефектов дорожного полотна для разных категорий дорог. В частности, размер выбоины не должен превышать 5 см в глубину, 15 см в длину и 60 см в ширину. Поэтому рекомендуем апеллировать к этому документу при обращении в инстанции.

3. Обратитесь к независимым автоэкспертам для экспертизы. Проходить экспертизу необходимо только в официальном сервисном центре. По результатам проверки эксперт подготовит акт, который должны подписать стороны конфликта.

! Обязательно сообщите балансодержателю о проведении экспертизы заказным письмом с уведомлением. Организация, которая несет ответственность за содержание дороги, имеет право направить представителя в указанный вами сервисный центр в оговоренные день и время. Но балансодержатель может и отказаться присутствовать при экспертизе. Для этого и необходимо официальное письмо — оно станет вашим доказательством в суде.

Расходы на экспертизу придется оплачивать из своего кармана. Чеки нужны для того, чтобы через суд компенсировать убытки.

4. Подавайте иск в суд. Предварительно оплатите госпошлину и подготовьте пакет документов:

  • протокол о ДТП;
  • определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении из ГИБДД;
  • фотографии с места ДТП;
  • экспертное заключение независимой технической экспертизы автомобиля;
  • ваше письмо-уведомление о проведении технической экспертизы;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • квитанцию об оплате услуг эксперта;
  • заказ-наряд с чеком о проведении диагностики в сервисном центре;
  • чеки за ремонт, если вы его выполнили до суда.

Если у вас есть ответ прокуратуры по поводу обращения насчет дороги, где вы попали в яму на машине, рекомендуем также приложить его к делу.

5. В назначенный судом день приходите на заседание. Как правило, на разбирательства требуется 3-4 заседания, а сам процесс может занять от 3 месяцев до года.

Судебные слушания проходят в рабочее время. Не у всех есть возможность пропускать работу из-за судебных тяжб с дорожниками. Если вы хотите сэкономить время, рекомендуем обратиться к автоюристу. Он возьмет на себя подготовку и подачу документов в суд, и будет отстаивать ваши интересы на заседаниях. Оформите доверенность на юриста. Это освободит вас от посещения суда.

Что потом?

После вынесения вердикта у проигравшей стороны есть 10 дней на подачу апелляции в суд высшей инстанции. По истечении этого срока оспорить решение судьи уже не удастся.

После вынесения вердикта суд направляет сторонам полный вариант решения и исполнительный лист. Далее вы можете оформить и подать заявление в казначейство. В течение трех месяцев на счет, указанный в заявлении, поступит выплата.

Как избежать попадания в выбоину на дороге?

Надеемся, нам удалось ответить в статье, чего ожидать, если попал в яму колесом. Осталось осветить последний вопрос: как избежать инцидента?

Соблюдайте скоростной режим. Выбирать скорость движения нужно в соответствии с состоянием дороги: лучше вы будете ехать меньше разрешенных в населенном пункте шестидесяти километров в час, зато сохраните свою машину целой, чем поторопитесь и угодите в яму на асфальте.

Ну и, конечно, необходимо соблюдать внимательность и осторожность за рулем. Не отвлекайтесь от дороги, следите за дорожной ситуацией, и тогда вам не придется подавать иск к дорожникам из-за ямы.

Желаем удачи и ровных дорог!