Все транспортные средства в России подлежат регистрации – постановке на учет в ГИБДД. Когда вы приобретаете новый или подержанный автомобиль, то обязаны его регистрировать в установленные сроки. Иначе авто нельзя законно использовать. Обычно это единоразовая процедура, так как регистрация бессрочна. Постановка на учет может быть и временной – например, если у владельца нет постоянной прописки.

Транспорт регистрируют на физических и юридических лиц, процедура для всех одинакова. Постановка на учет физлицам разрешена с 16-ти лет. До этого возраста авто регистрируют на одного из родителей или опекунов.

Для чего нужно регистрировать транспорт

При постановке транспорта на учет инспекция проверяет, не находится ли авто в розыске, разрешена ли регистрация. Учет помогает госорганам выявлять связанные с эксплуатацией транспорта преступления и нарушения.

Проводимый автоинспекцией технический осмотр нужен, чтобы убедиться, что ТС соответствует своей конструкции, и установленное оборудование не несет опасности другим участникам движения.

Сроки постановки на учет автомобиля после покупки

Владелец обязан зарегистрировать свой транспорт в течение 10 дней с приобретения. В этот период автомобилист не нарушает правила постановки на учет, но после за езду без новых документов его уже могут оштрафовать. При несвоевременной постановке на учет автомобиля штраф в 2022 году для обычных граждан составит 1500-2000 рублей, должностные лица заплатят 2000-3500 рублей, а юридические – от 5000 до 10 000 рублей.

Выписать штраф могут и представители автоинспекции, остановившие авто на дороге. Сумма составит 500-800 рублей, а при повторном выявлении – 5000 рублей, также можно лишиться прав на срок до 3-х месяцев.

Что требуется для регистрации

Перед постановкой автомобиля на учет в 2022 нужны документы:

1. Паспорт нового собственника.

2. Заявление на постановку на учет. При подаче на Госуслугах вы получите тридцатипроцентную скидку на госпошлину. Но подать заявление и уплатить пошлину можно и в ГИБДД.

3. Правоустанавливающий документ:

  • договор купли-продажи (ДКП), дарения, мены;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • судебный приказ или выписка из передаточного акта;
  • документ о выделении автомобиля инвалиду от органов соцзащиты;
  • акт передачи авто в качестве выигрыша.

4. ОСАГО. Получить полис страхования автогражданской ответственности нужно до регистрации. Использовать страховку бывшего владельца нельзя. Проверить наличие страховки инспекторы могут по базе РСА.

5. Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС), или выписка из электронного. Документ содержит сведения о владельце. В него нужно вносить изменения при смене собственника, ставить подписи предыдущего и нового хозяина – рукописно или электронно. Вписать новые данные в обычный паспорт можно при заключении ДКП, или их внесут сотрудники инспекции. В электронный ПТС новые сведения должен внести продавец на портале Государственных услуг.

6. Квитанции об оплате всех госпошлин: 350 рублей за внесение изменений в ПТС, 500 рублей за бумажное или 1500 рублей за пластиковое свидетельство о регистрации (СТС), 2000 рублей за регистрационный знак, если нужна замена.

7. Доверенность, если регистрацию проводит не собственник.

8. Диагностическая карта для авто старше 4-х лет.

В определенных случаях список документов может быть дополнен. Например для тюнингованных авто необходимо подтверждение безопасности нештатного оборудования из специальной лаборатории.

Этапы регистрации

Постановка на учет проходит в несколько этапов.

  • техосмотр. Если транспорт подлежит обязательному гостехосмотру, то потребуется найти удобный пункт ТО и привезти туда автомобиль. В случае нахождения неисправностей нужно будет устранить их и снова вернуться на проверку;
  • ОСАГО. К моменту регистрации должна быть сделана страховка. Если вашему автомобилю больше четырех лет, то страховому агенту предъявляется диагностическая карта;
  • сбор пакета документов;
  • уплата пошлин;
  • подготовка транспорта к осмотру: нужно проверить читаемость VIN-кода и соответствие установленной тонировки нормам, помыть кузов, убрать из салона лишнее, проверить состояние покрышек;
  • запись и прохождение процедуры регистрации.

Поставить ТС на учет можно в удобном отделении ГИБДД. Выбор не ограничен, привязки к месту регистрации покупателя или бывшего владельца нет. В подразделениях инспекции есть часы приема. Если вы отправляете заявление через Госуслуги, то там же выбираете дату посещения. Заявления на регистрацию авто также принимают в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

В отделении ГИБДД нужно отдать пакет документов инспектору для проверки. Другой сотрудник инспекции осмотрит ваше авто на спецплощадке, проверит соответствие VIN, марки и цвета данным в паспорте ТС. Итог процедуры – зарегистрированный автомобиль с новыми номерными знаками (если их надо менять).

Для получения нового свидетельства и обновленного ПТС в приемное окно подается экземпляр ДКП, паспорт нового собственника и СТС предыдущего, заявление с отметкой о пройденном осмотре и старые регистрационные знаки. Доверенному лицу также потребуется свой паспорт и доверенность.

Некоторые автосалоны имеют право на регистрацию транспорта в автоинспекции. Если покупатель хочет поручить регистрацию салону, то подписывает с продавцом соответствующий договор и предоставляет ему пакет документов.

Отказ в регистрации

Если не все документы в наличии, не уплачена госпошлина или представитель не имеет доверенности, то авто в ГИБДД не зарегистрируют. Другие причины для отказа обычно возникают с подержанным транспортом. Не принять заявление могут, если:

  • нельзя идентифицировать транспорт при осмотре;
  • изменена заводская конструкция (незаконный тюнинг). Все изменения должны быть разрешены и узаконены;
  • транспорт сняли с учета для утилизации;
  • авто находится в розыске;
  • данные для регистрации расходятся со сведениям в документах;
  • есть законные ограничения и запреты.