Порой размера багажного отделения для перевозки крупногабаритных вещей недостаточно. Особенно, если речь идет о классическом легковом автомобиле, со среднестатистическим багажником объемом до 500 литров. Так, даже небольшой велосипед не всегда помещается в багажный отсек, а перемещение чего-то крупнее, вроде лодки, может стать проблемой без специального оборудования. 

Чтобы уберечь водителей от подобной проблемы, производители заранее готовят автомобили к установке дополнительного багажного места — ставят рейлинги или делают на крыше точки крепления. Штатный багажник на крыше не царапает и не проминает кузов, крепится надежно и так же надежно держит груз.

Тип кузова машины (седаны вместительнее хэтчбеков — багажник на крышу может не понадобиться вовсе), марка и модель авто определяют выбор подходящего багажника. При подборе водителю следует ориентироваться на свои потребности и возможности автомобиля. 

Разберемся, какие бывают багажники и что они из себя представляют.

Что такое багажник на крыше

Задача автобагажника — довезти груз из пункта А в пункт Б в целости, не повредив при этом корпус автомобиля. Избежать повреждений позволяет его устройство. 

Багажник состоит из трех элементов — несущих поперечин, крепления к кузову и крепления груза к багажнику. Вариантов крепления существует несколько, их рассмотрим позже.

Важно, чтобы детали сочетались между собой, иначе монтаж креплений и грузов будет невозможен. Рекомендуем выбирать элементы одного производителя — так вероятность совпадения повышается в разы. Часто детали идут в комплекте вместе с необходимыми метизами. 

Багажник на крышу — типы крепления

Сегодня производители предлагают несколько типов крепления дополнительного багажного места к авто. 

  • За водосток. Крепление за водосточный желоб — старая и менее надежная конструкция, часто применяемая на отечественных автомобилях. Как и большинство багажников, определенная модель подходит для ряда автомобилей, но не для всех. Проверять соответствие стоит заранее. 

При таком типе крепления поперечина вставляется в желоб, накрывается скобой с внешней стороны и закручивается метизами. 

  • На точки крепления. На некоторых легковых автомобилях при сборке производители создают точки фиксации. Обычно их 4 или 6, сделаны в областях, где каркас крыши укреплен достаточно, чтобы выдержать груз, не повредив авто. 

Чтобы не возникло проблем с установкой багажника и перевозкой груза, важно подобрать подходящую багажную систему. Такой механизм подходит не всем легковым автомобилям.

  • На рейлинги. Рейлинги — продольные рельсы, установленные производителем на автомобиль на этапе сборки. К ним крепятся поперечные дуги багажника. В этой системе важно обращать внимание не только на модель машины, но и на модификацию — рейлинги одного и того же модельного ряда могут отличаться. 

Сегодня рейлинги — самая популярная система крепления. Она относительно универсальна — поперечные перекладины багажника можно устанавливать на любом расстоянии друг от друга. 

Виды багажников автомобилей по назначению

В зависимости от того, что владелец автомобиля собирается перевозить, багажники делятся на 4 вида:

  • Специализированные. Специализированные багажники предназначены для перевозки оборудования, чаще всего — спортинвентаря. К такому инвентарю относят велосипеды, сноуборды, лыжи, иногда — даже каноэ. Подобные багажники имеют специальную конструкцию, предназначенную для решения конкретных задач. 
  • Универсальные. Такие багажники только называются универсальными. На самом деле, нет варианта, который подошел бы всем грузам. Универсалы имеют реечную конструкцию, идут в комплекте с элементами для крепления. 
  • Экспедиционные. В основе устройства экспедиционных багажников лежит сеточное основание, напоминающее корзину. Чаще всего такой багажник не закрывает груз сверху от дождя или грязи. Поэтому их используют для перевозки непривередливого багажа — запасных колес или запасов воды. 
  • Боксы. Автомобильные боксы — удобный способ перемещения небольших по площади вещей. Автобокс — это закрытая система с рядом достоинств: закрывает багаж от внешнего воздействия, его форма придает ему комфортные аэродинамические свойства, производится из нетяжелых материалов. 

Как правильно ездить с багажником на крыше

Прежде чем отправляться в путешествие с багажом на крыше, важно выяснить, какие правила нужно соблюдать, чтобы добраться до конечной точки без происшествий. 

Габариты 

Важно помнить, что с грузом габариты автомобиля меняются. Машина становится выше и тяжелее, а иногда — еще и шире. Это нужно учитывать на всех участках дороги. 

Стоит заранее измерить новые параметры авто. Если водитель въезжает в узкий туннель или проезжает под низким мостом, он должен знать, сможет ли преодолеть препятствие, не повредив ни авто, ни багаж. На таких участках дороги установлены знаки, на которые водителю стоит обращать особое внимание. 

Расход топлива

Чем тяжелее груз, тем тяжелее автомобилю его везти, и тем больше топлива ему необходимо, чтобы преодолеть запланированное расстояние. Расход может увеличиться более, чем на 2 л на 100 км пути. 

На трассе с грузом на крыше не стоит разгоняться до привычной скорости — это неэффективно. Более того, на высоких скоростях шум из-за аэродинамики багажа усилится, и сконцентрироваться на дороге будет сложнее.

Ветер

Если водитель перевозит высокий, но узкий груз (например, велосипед), боковой ветер может ухудшить маневренность авто — машину будет уводить в сторону как на прямой дороге, так и на поворотах. Особенно остро эта проблема ощущается на открытых участках пути.

Надежность крепления

Проверять надежность крепления несколько раз за поездку необязательно, если на это нет оснований (машина не попадала на ямы, не ехала долго по дороге с мелкими, но частыми кочками). 

Однако если автомобиль ездит с багажником постоянно, важно проверять крепления не реже, чем раз в неделю. В противном случае груз может не только не добраться до места назначения, но и повредить корпус авто. 

Что говорится о багажниках в ПДД

По правилам дорожного движения, если груз не влезает в салон, его можно перевозить на крыше автомобиля. Однако в таком случае багаж должен соответствовать требованиям ПДД:

  • Багажник должен быть сертифицирован и подходить марке и модели автомобиля;
  • Багажник должен быть установлен в соответствии с инструкцией;
  • Водитель не должен менять конструкцию багажника или переделывать его, даже если того требует груз;
  • Инспектор ГИБДД может попросить снять багажник. В случае отказа, инспектор может аннулировать регистрацию ТС. На такой машине ездить будет нельзя до тех пор, пока она снова не будет поставлена на учет. 

Если не соблюдено одно и более из перечисленных условий, водителю грозит штраф — 500 рублей. 

Нестандартный багажник

Мы рассмотрели несколько типов багажников на крышу автомобиля, но они не всегда подходят для нужд водителя. Если ни один из вариантов не подходит, владелец машины может разработать модель собственного уникального багажника. Однако сделать и просто установить его на крышу нельзя.

В таких случаях нужно разрешение аккредитованной испытательной лаборатории. Важно убедиться, что новый багажник безопасен как для владельца машины, так и для других участников дорожного движения. После того, как проект одобрен, багажник изготовлен, а разрешение получено, водитель обращается в ГИБДД за занесением информации об изменении конструкции ТС в документы. 

Выводы

Чтобы перевезти крупногабаритный груз, не обязательно заказывать грузовую машину — возможностей вашего легкового авто может быть достаточно. Важно лишь заранее знать, что именно нужно перевезти и какой багажник подойдет для этого лучше. 

Выбирая багажник, владелец машины должен помнить, что устройство зависит от марки, модели и комплектации автомобиля. Багажник должен подходить по параметрам предполагаемому грузу. Чтобы в этом убедиться, желательно заранее измерить багаж. 

Важно установить багажник и закрепить груз по инструкции. Сделать багажник своими руками и прикрепить к крыше — значит нарушить правила дорожного движения. За подобные действия водитель получит штраф.